Значение Тилака, красная метка на лбу.
У человека между бровями есть точка, где прекращается жизнь этого мира и начинается жизнь другого мира. Эта точка — дверь. По одну сторону двери — этот мир, а по другую сторону — мир неизвестный, сверхъестественный.
Тилак, красная метка на лбу, изначально служила знаком и символом этого неизвестного мира. Ее нельзя наносить где попало. Только человек, способный определить положение третьего глаза, положив руку вам на лоб, может сказать, куда наносить тилак. Его бесполезно рисовать наобум, поскольку эта точка расположена у всех по-разному. Четкого месторасположения третьего глаза нет; у большинства людей он где-то посередине между бровями. Если кто-то в своих прошлых жизнях долго медитировал и испытал состояние самадхи, его третий глаз располагается ниже. Если человек не занимался медитацией, этот участок чуть выше. По расположению этой точки можно определить, насколько хорошо вы медитировали в своей прошлой жизни, были ли у вас переживания самадхи. Если это случалось часто, точка третьего глаза будет находиться ниже; она может опуститься до уровня глаз, но не ниже. Если эта точка находится на уровне глаз, тогда малейшего события будет достаточно для погружения в самадхи. На самом деле это может быть что-то совсем незначительное. И поэтому мы часто очень удивляемся, когда кто-то впадает в самадхи без видимой причины.
Существует история об одной дзенской монахине… Она возвращалась с источника, неся на голове кувшин, полный воды. Кувшин отчего-то упал, и в этот момент женщина достигла самадхи, стала просветленной. Происшествие кажется таким незначительным: кувшин упал и разбился — и случилось самадхи! Здесь, казалось бы, нет никакой логической связи.
Еще один случай, на этот раз — из жизни Лao Цзы. Осенью он сидел под деревом, с которого слетали сухие листья. Наблюдая за этим, Лао Цзы стал просветленным.
Нет никакой связи между просветлением и падающими листьями, но иногда такие вещи случаются, когда благодаря проделанной в прошлых жизнях работе ваше духовное путешествие практически завершено, и точка третьего глаза опустилась так низко, что оказалась на уровне глаз. Тогда малейшее событие может покачнуть чашу весов, и этой последней каплей может стать все, что угодно.
Если красная метка или метка из сандаловой пасты нанесена в правильном месте, она будет служить индикатором для многих вещей. Во-первых, если мастер велел вам носить тилак в определенном месте, вы начнете там что-то ощущать. Возможно, вы никогда об этом не думали, но если человек сидит с закрытыми глазами, а другой человек поднесет свой палец близко к его переносице, сидящий с закрытыми глазами почувствует, что кто-то указывает на него пальцем. Это ощущение третьего глаза.
Если тилак такого же размера, как ваш третий глаз, и он поставлен в правильном месте, он будет напоминать 0 себе двадцать четыре часа в сутки, и вы забудете обо всем остальном теле. Это напоминание заставит вас все сильнее осознавать тилак и слабее — свое тело. Затем наступит момент, когда кроме тилака больше ничто не будет напоминать о теле. Когда это произойдет, вы сможете открыть свой третий глаз. В этой практике, по мере того как вы забываете тело и начинаете ощущать только тилак, все ваше сознание кристаллизуется и сосредотачивается в третьем глазе. Ключ, открывающий третий глаз, — сконцентрированное сознание. Это подобно тому, как с помощью линзы вы фокусируете на кусочке бумаги солнечные лучи; создается достаточно тепла, чтобы бумага загорелась. Когда лучи сконцентрированы, появляется огонь. Когда сознание рассеяно по всему телу, оно всего лишь выполняет работу по поддержанию жизни. Но когда оно тотально сконцентрировано в точке третьего глаза, все помехи сгорают и распахивается дверь, позволяющая видеть внутреннее небо.
Поэтому первое предназначение тилака в том, что он показывает правильное место на теле, чтобы вы могли помнить о нем двадцать четыре часа в сутки. Во-вторых, тилак позволяет мастеру, не кладя свою руку вам на лоб, определить расположение третьего
глаза и оценить степень вашего продвижения, потому что по мере того, как третий глаз опускается, вы должны наносить тилак немного ниже. Каждый день нужно почувствовать это место и перенести тилак туда, где по вашим ощущениям находится третий глаз.
У мастера может быть тысячи учеников: в то время, когда ученик кланяется ему, мастер замечает, где расположен тилак, — нет необходимости спрашивать ученика что-либо о его успехах. Тилак позволяет определить, прогрессирует ли ученик, или ему что-то мешает и он остановился на месте. Если ученик не ощущает смещения точки третьего глаза вниз, это значит, что он не тотально концентрирует свое сознание. А если он нанес тилак в неправильном месте, это означает, что он не четко ощущает, где находится его третий глаз.
По мере того, как точка третьего глаза спускается вниз, должны изменяться методы медитации. Тилак для мастера — это то же самое, что история болезни для врача. Медсестра постоянно фиксирует температуру, кровяное давление, пульс и так далее; доктору остается всего лишь заглянуть в карту, чтобы узнать, в каком состоянии находится пациент. Так же и тилак был превосходным экспериментальным средством для определения состояния ученика; мастеру не нужно было ничего спрашивать. Он и так видел, какая требуется помощь и что необходимо изменить. В этом и было назначение тилака — он позволял определить, какие изменения необходимы в медитации.
Ошо